Полноценное здоровье невозможно без речевого общения,которое необходимо для познания людьми друг друга. Дети с нарушением речи-это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохраненном интеллекте. Нарушения речи многообразны.
Речевые нарушения можно определить с первых дней жизни ребенка. В первую очередь на это указывает монотонный слабый крик малыша. Какие ещё признаки свидетельствуют о возможных проблемах с речью? К концу 1 месяца – криком не выражает своё неудовольствие при желании кушать или другом дискомфорте. К концу 4 месяца – улыбается, когда с ним разговаривают .К концу 9 месяца – не появились слова,которые состоят из одинаковых слогов «ма-ма»,»па-па»,др. К концу 12 месяца - не произносит осмысленно ни 1 слова,не прислушивается, когда звучит музыка,не выполняет простых требований («Дай игрушку»).
Если возникают данные проблемы, то возможны нарушения речевого развития. Для этого необходимо проконсультироваться у ЛОР врача (проверить слух), невролога, остеопата, логопеда.
Причины нарушения речи:
- Внутриутробные патологии
- Наследственность
- Родовые патологии
- Заболевания первых лет жизни
- Неблагоприятные социально-бытовые условия
- Внутриутробные патологии
Очень важен 1 триместр беременности ,т.к. у плода развивается Центральная нервная система,в том числе речевые зоны коры головного мозга. Наиболее негативными факторами в этот период могут стать:
- Внутриутробная гипоксия
- Инфекционные заболевания матери (герпес,краснуха,грипп и другие)
- Травмы матери во время беременности
- Несовместимость крови матери и малыша
- Недоношенность и переношенность плода
- Курение ,употребление алкоголя
- Прием лекарств матерью
- Попытка прерывания беременности
- Пребывание во вредном производстве
- Стрессы
Родовые патологии
Наиболее опасными для плода являются асфиксия (нарушение дыхания,что приводит к кислородному голоданию головного мозга), родовые травмы(узкий таз матери,щипцы,вакуумэкстракция), а также если ребенок родился с массой тела <1500г, прошедший ряд реанимационных мероприятий.
Для того, чтобы формирование речи происходило своевременно и правильно,необходимо согласованное функционирование ряда систем, составляющих речевой аппарат, который можно разделить на:
- Центральный (речевые зоны коры головного мозга и ряд других важных структур головного мозга,зрительный и слуховой анализаторы)
- Периферический(трахея,гортань с голосовыми связками ,язык,твердое и мягкое небо)
- Причиной нарушений в речевом развитии могут послужить сбой на любом из вышеперечисленных уровней под воздействием неблагоприятных факторов.В зависимости от уровня поражения мы можем выделить различные варианты речевых нарушений:
- Наиболее распространенный –когда негрубо нарушено звукопроизношение отдельных звуков,назывется дислалия.
- При нарушении иннервации периферического речевого аппарата,возникает дизартрия.Кроме нарушения произношения звуков наблюдается нарушение тонуса языка ,могут быть нарушения тембра,громкости,интонации.
- Если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова,хотя хорошо понимает речь,в дальнейшем его речь развивается хуже ,чем у сверстников,словарный запас бедный,часто ошибается при согласовании в роде ,числе,падеже,нарушено звукопроизношение,такое состояние называется моторная алалия.Связано оно с поражением определенных речевых центров головного мозга.
- Реже встречается проблема ,когда ребенок не понимает обращенную к нему речь.Это может быть сенсо-моторная алалия.
- Логоневрозы, заикание
Остеопатическое лечение
Трудно переоценить важность осмотра у врача остеопата на самых ранних этапах развития ребенка.
Автором статьи наблюдались и получали остеопатическое лечение более 100 детей с речевыми нарушениями в возрасте от 2 до 10 лет. В основном со следующими заболеваниями –дизартрия,дислалия ,реже сенсо-моторная алалия и логоневрозы.
При остеопатическом обследовании наиболее часто выявлялись повреждения затылочной кости,первых двух шейных позвонков,которые являются основными причинами нарушения речи у ребенка, т.к. возникает компрессия подъязычного нерва, выходящего из черепа через отверстие в затылочной кости ,отвечающего за иннервацию мышц языка и соответственно за артикуляцию.Также выявлено уплощение(деформация )теменных ,височных костей .
Нарушения позвонков и деформации костей черепа приводили к нарушению кровообращения и ликвородинамики ,часто приводили к повышению внутричерепного давления. Указанные проблемы негативно оказывали влияние на речевые центры головного мозга. После курса остепатического лечения в большинстве случаев происходило заметная нормализация функций :улучшилось понимание речи,зрительного ,слухового внимания,памяти,увеличение словарного запаса,логического и пространственного мышления.
У детей с нарушениями мелкой моторики отмечалось появление навыков самообслуживания, улучшился сон.
Можно констатировать,что остеопатическое лечение мягкими техниками устраняет компрессию ,деформации в черепе,компрессию шейных позвонков,что способствует снятию напряжения мозговых оболочек,улучшению кровообращения для комфортного функционирования головного мозга.
Необходимо подчеркнуть, что важно совместное ведение ребенка с речевыми нарушениями остеопата и логопеда, т.к остеопат создает потенции для развития ребенка,устраняя последствия травм,а логопед,дефектолог в свою очередь, превращает эти потенции в реальные жизненные успехи ребенка: нормализация речи, повышение внимания и успеваемости, и так далее.